Метамизол — именно так называется вещество, содержащееся в известном и популярном Анальгине. В 2020 году ему исполнится сто лет и 50 лет с тех пор, как он стал массово применяться во всем мире. При этом вековой срок применения только добавил противоречий этому препарату. Известно, что Анальгин запретили к использованию в некоторых странах мира, разберемся так ли он страшен.
Где в мире Анальгин запрещен и почему?
Неоднозначное отношение врачей и фармакологов к метамизолу можно продемонстрировать на примере прогрессивной Швеции, которая запретила его первой в еще 1974 году, в 1995 снова вернула в аптеки, в 1999 запретила опять и относительно недавно разрешила снова. В США, Японии, Западной Европе Анальгин запрещен, но дискуссии по поводу целесообразности ограничения не утихают и там, особенно в последние годы.
Такое отношение связано с побочным эффектом Анальгина вызывать хоть и редкий, но очень тяжелый побочный эффект в виде заболевания крови — агранулоцитоза. Подсчитано, что на каждые 300 млн человек, которые принимают Анальгин раз в месяц может приходиться от 50 до 500 смертей. В абсолютных цифрах выглядит устрашающе, но статистически это не такое уж большое число, по сравнению с другими безрецептурными препаратами. Если бы у метамизола не было более безопасных альтернатив в виде ибупрофена и парацетамола (что также является предметом споров, см. сравнения ниже), его использование никак бы не ограничивалось в вышеозначенных странах.
При этом не подсчитано, сколько жизней спас Анальгин как жаропонижающее (особенно в комбинации с другими препаратами) когда другие антипиретики (например, парацетамол) не способны были сбить температуру. Здесь его преимущество бескомпромисно и в нашей стране широко используется врачами скорой помощи.
С другой стороны в России Анальгин слишком популярен как обезболивающее (на него приходится почти 80% из всех покупаемых средств для устранения болей), в первую очередь, за счет дешевизны. При этом для купирования болей в животе чаще всего достаточно спазмолитиков, которые проявляют меньше побочных действий, чем метамизол и не сильно дороже стоят.
Еще одним доводом в пользу Анальгина являются недавние исследования (2014 год). Среди его побочных эффектов, серьезнейшим и вызывающим наибольшее противоречие, является миелотоксический эффект, а риск индуцированного метамизолом агранулоцитоза посчитали преувеличенным. Представляют интерес и исследования опубликованные в апреле 2015 года, где частотность неблагоприятных действий Анальгина сравнивалась с альтернативами: аспирин, ибупрофен, парацетамол.
Анальгин против Аспирина
В группе из 227 пациентов, получавших метамизол, только 20 человек жаловались на негативные эффекты (не угрожающие жизни) и почти столько же (19) из 149 пациентов, которые получали аспирин. То есть, цифры статистики тут не в пользу аспирина.
Анальгин против Парацетамола
Сообщалось о 26 неблагоприятных проявлениях у 164 пациентов, получавших метамизол, и 23 у 166 пациентов, получавших парацетамол. О серьезных побочных явлениях не сообщалось. Правда, побочных действий со стороны сердечно-сосудистой системы у Анальгина было все-таки больше — у 13 человек, по сравнению с двумя от парацетамола. Это связано с гипотензивным действием (понижение давления) метамизола.
Анальгин против НПВС
1000 мг Анальгина оказали примерно такое же анальгезирующее действие, как 600 мг ибупрофена у пациентов с послеоперационными болями. В исследованиях за 2009 год, где Анальгин сравнивался с одним из самых мощных НВПС — кеторолаком в разовой дозе, было отмечено, что последний давал примерно такое же облегчение боли. С учетом того, что кеторолак склонен вызывать серьезные побочные эффекты со стороны желудочно-кишечного тракта в виде внутренних кровотечений, это говорит не в его пользу.
Из 858 пациентов, получавших Анальгин, те или иные побочные эффекты наблюдались у 213 (из них серьезных 9). При этом из 1086 человек, получавших НПВП, о негативных эффектах заявило 295 (из них серьезных 24). Самыми частыми неблагоприятными явлениями были головокружение и головная боль — у 49 человек (Анальгин) против 87 (НПВП).
Выводы
Многие связывают ограничения с заговором фармкомпаний, продвигающих новые и более дорогие препараты. Эта точка зрения кажется излишне конспирологической. Предлагаемые альтернативы (например, ибупрофен) даже в развитых странах стоят не сильно дороже. Тогда почему там запрещен анальгин, а у нас в свободной продаже? Во-первых, более жесткая регуляция и контроль фармпродукции. В тех же Штатах невозможно купить без рецепта многие препараты, которые отпустят у нас, например, антибиотики. Во-вторых, легкомысленное отношение самих пациентов к обезболивающим. Только в кино брутальный герой может с каменным лицом разжевать сразу горсть болеутоляющих таблеток без последствий. В реальной жизни превышение разовой дозы хотя бы вдвое, лишь в редких случаях пройдет незаметным печени или почек.